Контент библиотеки в социальных медиа: креативные решения

Автор: Сахаренкова Рада Сергеевна, зав. сектором по продвижению информационных технологий и культурно-досуговой работе инновационно-методического отдела ЦГБ им. Н.А. Некрасова МУК ЦБС г. Краснодара, saharenckova@mail.ru

Рубрика: стратегии продвижения библиотеки в Интернете
Ключевые слова: создание блога, виртуальные выставки, планирование
Аннотация: Обосновывается необходимость создания страницы библиотеки в социальных сетях. Предлагаются творческие конкурсы и выставки для блога и социальных сетей.


В современном информационном обществе очевидна необходимость информационных технологий в работе библиотеки на основе баланса между традициями и инновациями. Молодое поколение лучше разбирается и умеет использовать информационные технологии, в то время как старшее «сильнее» в решении проблем, применяя навыки использования результатов решения проблем. Обе стороны должны сотрудничать[1].

Повысить информационное присутствие библиотек в интернете можно при помощи социальных сетей или блога тем библиотекам, которые имеют электронные читальные залы. О необходимости создания страницы библиотеки в социальной сети говорят множество фактов. Самым важным из них является статистика успешно функционирующих групп в социальной сети «В контакте»: сообщество «Литература» — 1021000 чел., «Книжный червь» — 660530 чел., «Книжная полка» — 402550 чел., «Книги, изменившие мою жизнь» — 292027 чел.

Блог служит рекламным целям, позволяя коллегам делиться опытом, рассказывать читателям о мероприятиях, тем самым создавая позитивный образ библиотеки. Если сайт – это лицо библиотеки, то блог – это неформальная площадка для творчества, выражения мыслей библиотекаря.

Молодое поколение все чаще предпочитает поиск информации в Интернете обращению в библиотеку. Библиотека должна предлагать свои услуги там, где данная аудитория обычно бывает, в социальной сети, обеспечивая прямое общение с читателями, работу с удаленными пользователями, возможность оперативно узнать у читателей мнения, пожелания, разослать участникам группы – потенциальным читателям приглашение на мероприятие.

Блоги и социальные сети также повышают посещаемость сайта в результате повышения количества информации в интернете о деятельности библиотеки. Создание информационного присутствия библиотек в сети, повышают их узнаваемость, создают позитивный имидж.

С помощью социальных сетей появляется возможность поиска новых творческих партнеров, привлечения активно читающих людей, представителей различных молодежных объединений, творческой интеллигенции, молодых поэтов.

В глобальном масштабе накопление информации в блогах и социальных сетях, изучение передового библиотечного опыта коллег ведет к обмену знаниями и формированию информационного сообщества библиотек в сети интернет.

Среди библиотек-филиалов МУК ЦБС г. Краснодара уже имеют странички 6 библиотек. Инновационно-методическим отделом ЦГБ им. Н. А. Некрасова создан блог «Библиотечный навигатор» (http://libkrasnodar.blogspot.ru) и страница в социальной сети «Вконтакте» «Виртуальный методист» (https://vk.com/club130543692) в помощь коллегам, для публикации методических рекомендаций, формирования банка креативных идей наших коллег, аккумулировании опыта привлечения к чтению и создания позитивного имиджа библиотеки.

Приложение «Инстаграм» сегодня чрезвычайно популярно в молодежной среде. Анализ по хэштегам и местоположениям выявляет крайне низкое присутствие записей о библиотеках Краснодара. Для того, чтобы повысить престиж библиотеки и информированность молодежи о ней, рекомендуется, во-первых, завести страницу библиотеки в инстаграм и регулярно выкладывать интересные фотографии из библиотеки, в том числе в рубрике «Книга дня», фотографии с мероприятий, рекламные материалы об отделах, выставках, работниках библиотеки и о помощи, которую они могут оказать читателям. Во-вторых, разместить в стенах библиотеки рекламные объявления о том, что пользователи могут отмечать местоположение, например, «ЦГБ им. Н. А. Некрасова», размещать фото из библиотеки с хэштегами #библиотекикраснодара, #библиотеканекрасовакраснодар #читающийкраснодар, #читающаякубань, тем более, что в библиотеках есть Wi-fi. Объявление может выглядить следующим образом: «Конкурс на лучшее фото из библиотеки. Отметь нас в инстаграм #библиотеканекрасовакраснодар или поставь местоположение. Лучшие фото появятся у нас на странице».

В электронном формате появляется множество возможностей. Например, экспонировать не просто книги определенной тематики, а показать эпоху, в которой создавалось произведение: что читали менее известное в это время, что обсуждали и на какие светские мероприятия ходили, что являлось эталоном образованности во время написания романа. Можно отобразить типичный день человека, живущего и читающего выбранное произведение. Причем не в форме словесного описания. Необходимы картинки, фрагменты видеофильма, презентации, письма, материальные свидетельства времени. Завершить выставку можно современным прочтением произведения, т.е. тем, как сегодня произведение, группа произведений интерпретируется. Это могут быть экранизации, постановки, упоминание в песнях, рекламе, художественных произведениях, моде. Такая выставка может сопровождаться публикацией личных переживаний читателей, которые они могут оставить онлайн.

Для участников страницы библиотеки в социальной сети будут интересны различные конкурсы. Например: «Стань автором нашей библиотеки». Суть его заключается в том, что читатели могут стать авторами книг, которые будут храниться в электронной библиотеке блога (сообщества). В этом отношении показателен проект знатоков права «Dura lex, sed lex» («Суров закон, но он закон») Департамента культуры администрации Владимирской области и Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи, участники которого, дети и молодежь 14 – 30 лет написали детективные истории, изданные впоследствии отдельным сборником [3]. Для реализации проекта библиотека может предложить мастер классы по созданию электронных книг, по составлению справочного и библиографического аппарата книги, предоставить компьютеры для написания работ и поиска необходимой информации. Лучшая работа или сборник таких работ будет напечатана и помещена в фонд библиотеки.
Мероприятия по внедрению электронных технологий способствуют формированию позитивного образа библиотеки, диалогу с потенциальными читателями, осознанию места библиотеки в современном информационном обществе.

Список использованной литературы:

1. Молнар, Л. О негативных последствиях использования информационных технологий // Интернет и социокультурные трансформации в информационном обществе: сб. материалов международной конференции, Южно-Сахалинск, 8 – 12 сентября 2013 г./ сост. Е. И Кузьмин, А. В. Паршакова. – М.: МЦБС, 2014. – С. 41-45.
2. Куликова, Е.Е. Виртуальные выставки: технология создания (акмеологическое консультирование). — 16.03.2011. – Режим доступа: http://ipk.68edu.ru/consult/oir/627
3. Программисты RU..ЛЯТ!: сб. детективов участников областного конкурса знатоков права «Dura lex,sed lex» («Суров закон, но это закон») / Департамент культуры администрации Владимирской области; Владимирская областная библиотека для детей и молодежи. – Владимир, 2014. – 31 с.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *