4 вопроса для блогера, или Сообразим на троих

Мария Далецкая
Ирина Огнева
Татьяна Плохотник

 Вступление

Так сложилось, что никто из нас не смог поехать на III неКонференцию библиотечных блогеров. Пропустить такое событие и промолчать казалось невозможным. Но наша жизнь — вечный цейтнот, шквал бумаг, проекты и конкурсы, плановые мероприятия и внезапные события. Поэтому мы решили для третьей конференции “сообразить на троих”, сформулировать актуальные для нас вопросы и попробовать дать на них ответы. Конечно, три вопроса для третьей от трех блогеров звучало бы заманчивей, но “Остапа понесло”. Более того, мы даже поделились вопросами с участниками неКонференции раньше, чем послали свой (что? доклад? текст?).

Вопросы и ответы

1. Как вы оцениваете перспективу библиотечных блогов в ситуации, когда большая часть библиотекарей перебирается в соц. сети. Является ли это поводом для ухода из блогов?

Мария Далецкая

Блоги не должны исчезнуть из библиотечной жизни и практики. Хотя напрямую, наверное, их жизнь можно связывать даже не столько с технологиями, сколько с увеличением скорости процессов и краткостью мышления пользователей, читателей, людей вообще.  Блог располагает к рефлексии и глубине мышления, управление им – как некоторым теперь, наверное, кажется, — лишено той необходимой мобильности, которую представляют собой социальные сети. У меня такое ощущение, что в ближайшее время человечество может окончательно запутаться в понятиях, и мобильностью заменит такие понятия как «точность», «глубина», «выразительность» и прочее.

Если же этого всё же не случится, то адекватной альтернативы блогам пока не видно (одно из исключений – вики, но тут всё-таки немного другая направленность работы). Я рассматриваю блог, как место, где можно вдумчиво, креативно, содержательно работать. И потом ещё быстро найти нужный материал (что в соц. сетях сделать не так просто). Поэтому блог из библиотечной жизни если и уйдёт, то вместе с понятием «библиотечная работа» в привычном нам смысле, то есть – творческая деятельность по осмыслению чего-либо. Ведь в соц. сетях мы больше обмениваемся информацией, обдумываем её меньше, а больше реагируем на уровне быстрых эмоций.

Таким образом, поводов для ухода из блогов для библиотекарей я не вижу.

Ирина Огнева

Перспективы печальны, и дело не только в социальных сетях. Библиотечные блоги так и не стали инструментом для разнообразной постоянной работы, статистика посещений блогов не берется во внимание.

Заинтересовать удаленного пользователя гораздо проще в тех местах, где он уже бывает, чем зазывать куда-то специально. Возможно, именно темп нашей жизни заставляет быть на тех площадках, которые позволяют экономить время. Ведь ведение блога достаточно затратное занятие, требующее и времени, и усилий, и рефлексии. Много времени нужно и для того, чтобы читать блоги и отслеживать комментарии.

Последний год я сама больше работала в социальных сетях, чем в блогах. Почему?

  • Информацию получается размещать оперативнее.
  • Легко и быстро можно увидеть новости от других групп или библиотекарей.
  • Удобно делиться материалами.
  • Комментарии оставлять значительно проще, а иногда достаточно просто “лайкнуть”.

Но, при всем удобстве социальных сетей, я не считаю их поводом ухода из блогосферы. Надо просто использовать всё разнообразие виртуальных форм. Если мы научимся вести тематические блоги, они станут отличной формой работы с удаленными пользователями. Например, удобно в формате блога представлять творчество читателей. Интересны могут быть блоги для читательских объединений по интересам (садоводы, любители здорового образа жизни и т.п.).  Блоги замечательно подходят для методической деятельности, для обучения, для проектной работы. Получается, при желании перспективы есть?

Татьяна Плохотник

Знаете, у меня почему-то пошла аналогия с миром моды. Вот бывают же особо модные примочки. Все знают, что это круто и «просто писк», многие пытаются заполучить и «начать носить», но не у всех это красиво получается. Дело в том, что, чтобы быть «гармоничной модной девушкой» нужна определенная храбрость, широта взгляда.. да и вообще, если продолжать аналогию, «если решаешься надеть туфли на высоком каблуке, то идти ты должна красиво и уверенно, чтобы вокруг оглядывались с восхищением или, по крайней мере, с уважением, а не со смехом и недоумением». То есть попросту ты должна УМЕТЬ ХОДИТЬ НА КАБЛУКАХ.

Еще два-три года назад библиотечный блог был такой вот чрезвычайно модной штучкой. Одни из нас на неё возмущенно косились, другие равнодушно прошли мимо, так как привыкли ходить «в том, что есть, главное, что удобно и не напрягает». А третьи восторженно бросились осваивать, внедрять… в общем, «носить» .

Сейчас ажиотаж прошел, это, на мой взгляд, бесспорно. Но ведь за тем и нужна мода, чтобы актуальные в этом сезоне «модные примочки», попав в мир людей, которые их примерят и попробуют поносить, пообтесались, притерлись к жизненным реалиям и стали «старой доброй классикой». Пусть и в несколько другом варианте, чем был первоначально.

Библиотечные блоги – они ведь разные. Третий год уже говорю о том, что творческий авторский блог – это самый писк, это высочайший пилотаж, вызывающий восхищение, но… дар ведения такого блога дан единицам. Этому не научишь, таких навыков не разовьешь. Это как ручная высококлассная вышивка по сравнению с фабричной штамповкой. Сли есть у вас в библиотеке гений, способный вести такой блог – вам просто повезло. А если нет… короче, это направление никогда не станет «классикой» нашей работы.

А вот тематический блог, на мой взгляд, обязательно станет нашей библиотечной классикой. И третий год повторяю: не понимаю, почему так мало библиотек применяют тематические блоги в работе с читателями? Это легко(обычная наша работа по поиску информации по запросам.. ну, плюс еще предвосхищение запроса, что не трудно, если знаешь своих читателей) , это работает на имидж.

М.б. я ошибаюсь, но я не вижу сервисов, на которых я могла бы вести работу, которую веду в библио-S-путнике. Мне кажется, что здесь оптимален именно формат блога.

2. Сформулируйте несколько главных — на ваш взгляд — принципов деятельности в блоге; в соц сетях (к вопросу — есть ли принципиальная разница в работе).

Мария Далецкая

Блог:

1. Творческий, нестандартный подход
2. Любознательность
3. Аккуратность
4. Соблюдение общепринятых правил поведения.

В соц. сетях:

То же самое, но есть разница в том, что в сетях больше поверхностных, малоценных материалов, которые там проще публиковать. Поэтому все 4 указанных выше пункта там часто не играют особой роли.

Хотя, безусловно, надо признать, что и в сетях есть талантливые рассказчики,  люди, серьёзно анализирующие информацию и события.

Ирина Огнева

И для блога, и для сетей:

  • Проверяй информацию.
  • Будь полезен.
  • Помни об отдыхе.

Татьяна Плохотник

Мне кажется, что принципиальная разница – в цели. В соцсетях хорошо давать краткосрочную /однодневную информацию(реклама, фотки с мероприятий и т.п.), ведь новости быстро «уходят в низ», и тегов для поиска нет, так что уже через пару-тройку дней трудно будет найти то, что зацепило. Здесь хорошо заводить разговоры с читателями, коллегами и соцпартнерами — мимолетные или наводящие мосты, налаживающие связи. Это может остаться часто меняющимся информлистком, а может периодически становиться предисловием к интересным совместным проектам, не важно, с читателями или с коллегами. Здесь нужна краткость, четкость мыслей. Здесь легко и удобно проводить мини-опросы.

Целью блога может стать уже не предисловие, а конкретная совместная работа, реализация проекта (ведь блог проекта – это тоже тематический блог). В блоге можно «копить» информацию по теме. И, хотя она тоже уходит в низ, её всегда можно выудить по тегам и использовать многократно.

На самом деле, мне трудно сказать здесь что-то толковое. Просто из своего личного опыта могу сказать, что, к примеру, из фэйсбука я постоянно выуживаю для себя идеи для работы, вконтакте у меня постоянная переписка с читателями-детьми, некоторыми педагогами, с местными СМИ. И переписка именно «сиюминутная»: СМИ уносит на свои площадки нашу рекламу, с педагогами обсуждаю периодически совместные идеи и будущие встречи в реале, детей прошу о помощи (наш НОКАУТ), зову поучаствовать в каких-то проектах, сняться в роликах. Или скидываю им уже готовую нашу продукцию, те же видеоролики, где ребятки отличились. И тут уж процесс идет по принципу снежного кома – дети сами разносят всё дальше – по друзьям, родителям и т.д. В соцсетях всех их иногда легче достать, чем по телефону.

3. Какие сервисы вы считаете нужными/полезными для своей (внутренней, работой с коллегами) работы; какие — для работы с читателями?

Мария Далецкая

Мне кажется, что пользу приносят любые позитивные ресурсы, если их правильно использовать. Всё зависит от  содержания и цели работы (как с коллегами, так и с читателями). В данный момент мне представляется, что наибольшую пользу для внутренних, профессиональных коммуникаций приносят ресурсы, помогающие обмениваться информацией – начиная с сайтов, представляющих официальную информацию и заканчивая хостингами, на которых можно хранить разнообразные документы (презентации, видеофильмы и другую рабочую документацию).

Работе с читателями, безусловно, полезны ресурсы, позволяющие разнообразно представлять библиотечную жизнь и мероприятия. Важно, чтобы эти ресурсы обладали возможностью интерактива. С одной стороны, давить на тех, кто пользуется библиотечными ресурсами, не очень хорошо, но с другой стороны, если человеку хочется сообщить что-нибудь библиотеке, он должен иметь возможность это сделать.

Наибольшую активность читателей я наблюдаю в сети ВКОНТАКТЕ. Существенно в меньшей степени – в Фейсбуке. Стабильный уровень читательских посещений в нашем блоге «Гайдаровка – читателям». Безусловно, читатели пользуются видеохотсингом Youtube. Подростки и юношество используют Твиттер. Ничего нового я не скажу, потому что я не сторонница навязывания пользователям и читателям новых сервисов, просто исходя из развития технического прогресса. Я считаю, что надо самим наблюдать, что нравится вашим пользователям – и идти туда. На определённом этапе библиотека должна находить форму и возможность предоставлять своей аудитории информацию о том, где и что есть в интернете – вот тут и можно рассказать о каких-то других сервисах, а дальше предоставить людям самим выбрать то, что им удобно.

Ирина Огнева

Нужными для внутренней работы назову те, которые в настоящее время использую чаще всего:

  • Google Drive;
  • Google Calendar;
  • Blogger;
  • YouTube — привлекает не только размещение видеороликов, но и видеоредактор, объединение материалов в плейлисты;
  • Calameo;
  • Twitter;
  • MindMeister;
  • Cacoo.

В работе с читателями всё зависит от возраста читателей и способности библиотекаря заинтересовать такой деятельностью. Главное — придумать, что делать, а потом уже подбирать инструменты (вики, сервисы для создания тестов и кроссвордов, работа с GR-кодами и картами и т.д.).

Татьяна Плохотник

Полезных сервисов много, но ведь главное не количество, а качество использования. Любой сервис нужно осваивать, а это время. Любые знания нужно оттачивать на практике, и не раз. Так что я для себя сейчас остановилась на некоторых, сервисах, уже освоенных, ими и пользуюсь. Пробовала обучать коллектив, но беда в том, что многие сервисы требуют определенного уровня технической оснащенности, а она во многих библиотеках ниже плинтуса, и даже у нас. Опять же, мне трудно разделить на работу с читателями и внутреннюю. Внутренняя работа – к примеру, обучение коллектива, ведется с целью применения этих знаний в работе с читателями. Или я неправильно поняла вопрос? Так что просто список наиболее часто применяющихся у нас сервисов:

— интернет-поисковики,
-сервисы по работе с видео, для создания слайд-шоу и прочей мультимедийности,
-сервис по продвижению видео (ютьюб),
-сервисы для общения (к примеру скайп – он же тоже сервис, не??)
-сервисы для скачивания/записи с экрана компа….

Эти в работе активно:

Calameo
Powtoon
ANIMOTO
ThingLink…

Могла что-то забыть.

4. Чем конкретно виртуальные сервисы помогают вам в работе? В чём вы видите недостатки виртуальных сервисов? С какими трудностями сталкиваетесь при работе в Интернете?

Мария Далецкая

Самое важное не изменяется:

— экономия времени на передвижении в пространстве и поиске нужных документов
— повышение собственной квалификации, благодаря возможности быстро получать совершено разнообразную информацию из разных концов света
— работая с информацией в интернете, начинаешь по-другому мыслить, как-то компактнее и глубже

Зато о недостатках можно говорить отдельно:

— Разработчики не учитывают многих реалий человеческого фактора. «Привыкните» — говорят они, парой щелчков мыши меняя привычный для работы интерфейс. Забывая о том, что стабильность – признак класса?
— Большой разброс примерно одинаковых ресурсов (те же блогоплатформы можно и не плодить в таком количестве, не говоря уже о мобильных сетях). Создаются неудобства, но они, в принципе, могут быть преодолены благодаря существованию системы Open ID.
— Если виртуальные сервисы всё больше позиционируются, как нечто, что «всегда под рукой» из любой точки мира и с любого компьютера, то коммунальные службы мира к этому, явно ещё не готовы. Сбой в электричестве – и вы сидите без интернета и прочих необходимых благ, что работают «от сети». Реклама опережает реальные события. Это не вина виртуальных сервисов, но надо понимать, что любой пользователь – это ещё и источник дохода для тех, кто разрабатывает «новые игрушки».  А не только библиотекарь на рабочем месте, или пользователь конкретной библиотеки.

Трудности при работе в интернете две основные:

— нехватка времени
— нежелание библиотекарей (под разными предлогами) связываться с интернетом.

Ирина Огнева

В работе помогают сервисы, которые значительно упрощают жизнь, позволяя:

  • работать на любом компьютере и на мобильных устройствах,
  • обходиться без специальных программ,
  • действовать совместно.

В моей методической работе благодаря таким сервисам стало проще делиться опытом и интересными материалами, планировать, наглядно представлять проекты и итоги работы, проводить анкетирование, создавать портфолио, вести обучение и т.д.

Можно ли назвать недостатками то, что сервисы прекращают свою работу или предоставляют бесплатно только часть возможностей? Наверно, это плата за их развитие. А если  кто-нибудь из чиновников решает, что какие-либо сервисы “нежелательно использовать”? Наверно, это трудности отечественной жизни. Иногда то, что одни считают недостатками, другие считают достоинствами. Если же чем-то не устраивает конкретный сервис, то можно подобрать другой, более подходящий.

Трудности… Новые возможности появляются быстрее, чем мы успеваем с ними познакомиться и найти им применение. Публикации о них устаревают, иногда еще до печати. Времени катастрофически не хватает.

Татьяна Плохотник

Возможность создания мультимедийной рекламы, простота распространения информации (у многих сервисов есть функция «рассказать об этом в соцсетях), быстрая связь с коллегами, возможность обмена опытом несмотря на тысячи километров…

В чём вы видите недостатки виртуальных сервисов? С какими трудностями сталкиваетесь при работе в Интернете? Недостатки не в сервисах, а в нехватке времени, чтобы их освоить  Поэтому, считаю, нужно просто найти для себя ключевые несколько сервисов (есть много сервисов с повторяющимися функциями, надо выбрать оптимальный для себя и для своей библиотеки — исходя из технического оснащения, из потенциального интереса своей читательской аудитории), освоить их в совершенстве и применять в работе часто. Постепенно это станет обычным рабочим процессом.

А, ну сервисы по работе с фото забыла. Хотя у нас в большей степени с видео и фото мы работаем сами, без сервисов. Но вот творческие отчеты для сайта департамента и для нижегородской областной я постоянно в интернет-сервисах делаю, или миксую с работой в сони вегас и фотошопе.

Заключение

Мы обязательно встретимся…

Запись опубликована в рубрике Материалы неКонференции, Риторика и размышлизмы с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «4 вопроса для блогера, или Сообразим на троих»

  1. Уведомление: 4 вопрос&#1...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *