Работа с целевыми группами в социальных сетях (на примере работы ЭЧЗ НБЧР)

Наталия Джест
вед.библиотекарь, Национальная библиотека Чувашской Республики
http://www.nbchr.ru/
https://echznbchr.blogspot.ru/

Контент-маркетинг библиотеки — это важный, но не единственный способ продвижения в сети. Особенно, если есть уникальный продукт, которым, в данном случае, являются полнотекстовые краеведческие издания. В таком случае, блог, рассылка и соцсети становятся эффективным средством работы с читателем реальным и виртуальным.

Для электронного читального зала работа с краеведческим контентом не является основной. Но на практике мы постоянно сталкиваемся с поисковыми запросами читателей по поиску печатных источников краеведческой направленности. Полнотекстовых источников, отсутствующих в печатном виде в библиотеке, но необходимых читателю для его работы. В таком случае, появляется необходимость в поиске этих источников в электронном виде.

Именно такая потребность наших читателей привела к созданию списка индивидуальной рассылки для историков-профессионалов и краеведов-любителей из клуба «Истоки», в котором были учтены их интересы по поиску интересующей их информации. Учитывая тот факт, что таких читателей становилось все больше и они превращались в самостоятельную целевую группу, было принято решение о создании информационного канала для участников такой «группы». Был проведен анализ, который показал, что в российских социальных сетях нет аналога работы с полнотекстовыми электронными изданиями. При этом учитывались и тренд на все более частое использование мобильных устройств, и рост значимости социальных сетей, к которым перешла роль фильтра, и рост доли тех, кто перешел по ссылке на определенный материал.

В связи с этим и было принято решение о создании блога «Библиотека в цифровом формате», который начал работать с конца 2013 года. Блог изначально создавался для удовлетворения информационных потребностей целевой группы — краеведов, а потому отличался от существующих блогов отсутствием авторского мнения о представляемых документах — по каждому изданию представлялась информация об авторе, библиографическое описание и ссылка на полный текст. Таким образом, мы придерживались собственной методики, по которой пользователю предоставлялась только информация, а не личное суждение. Следовательно, такой принцип подачи информации и не предполагал необходимость комментирования и лайков — для нас показателем эффективности материала является переход читателя по ссылке в полный текст издания, то есть его чтение.

Другим отличием нашего блога является его форма «кулхантинг» — поиск изданий по тематике национального краеведения вне собственной электронной библиотеки. Поиск, регулируемый только интересами целевой группы. Так как в интересы наших читателей входит история, то отправной точкой был поиск изданий по истории территорий, на которых располагалась современная Чувашия — история Казанской и Симбирской губерний. Изначально было понятно, что удовлетворить интересы читателей только изданиями собственной электронной библиотеки не представлялось возможности. И тут на помощь пришли полнотекстовые издания РГБ, РНБ, ГПИБ, Президентской библиотеки, библиотек Республики Татарстан, Ульяновской области и нескольких библиотек зарубежья, которые пополняются постоянно новыми оцифрованными изданиями, представляющими интерес для наших читателей.

Почему была выбрана форма Блога, а не работа с социальными группами в соцсетях, которую мы до сих пор считаем самой востребованной, а потому самой эффективной при работе с краеведческой информацией?

Самым важным был принцип, что статьи в блоге индексируются поисковыми системами и остаются в интернете на годы. Чего нет у социальных сетей. И даже случайные посетители блога остаются, чтобы узнать о новинках, найденных нами на бескрайних просторах Интернета. Чем дольше существует Блог, тем он эффективнее. А для краеведческой информации возможность создания некоей виртуальной электронной библиотеки полнотекстовых изданий является прорывом — любой человек, на любом носителе информации, в любом месте земного шара может получить интересующую его информацию по краеведению интересующей его территории.

Таким образом, уже на начальном этапе работы были использованы все виды работ по информированию: индивидуальному, групповому и недифференцированному (массовому). Важным инструментом стали рассылки, которые долгое время были синонимом спама. Мы же используем индивидуальную рассылку для работы с конкретными интересами наших читателей. Кроме того, почти сразу же мы начали и работу по групповому информированию наших муниципальных библиотек, руководствуясь их ограниченным фондом доступных печатных краеведческих изданий и потребностью их читателей в информации.
В социальных сетях есть несколько показателей эффективности, которые невозможно узнать без встроенной бесплатной аналитики. Для нас такими инструментами стали Google Analytics и Яндекс-Метрика, которыми мы начали пользоваться практически сразу же.

Сначала наше внимание привлекла возможность отслеживания читаемости того или иного поста, по которой мы выстраивали свою линию интереса читателей к информационным сообщениям. Но самым интересным для нас оказалась возможность отслеживать запросы поисковых систем — что же такого искали и не нашли потенциальные читатели? Подобная работа ведется постоянно, что позволяет нам быть в курсе интересов читателей. Ответной реакций стало появление ежемесячного электронного журнала «Вести электронной библиотеки Национальной библиотеки Чувашской Республики», выпускаемому по тематическому принципу как аннотируемый тематический список литературы из фондов электронной библиотеки с возможностью чтения доступных текстов по ссылке. Этот журнал получил большую популярность и некоторые его издания читали до полутора тысяч раз. Таким образом, мы дали ответ на потребность наших читателей, выраженную в поисковых запросах для продвижения чтения краеведческой литературы в электронном формате чтения.

Кроме поиска тем, которые нравятся аудитории, мы начали работу для определения признаков и характеристик нашей целевой аудитории. По полу, возрасту, месту проживания для коррекции нашей работы.

По итогам анализа деятельности библиотек России в социальных медиа, проведенного Е.Шибаевой в 2015 г., целями присутствия библиотек в социальных медиа 91% посчитали рекламирование библиотек, повышение ее узнаваемости. Мы же, придя в социальные сети в начале 2016 г., стали теми 5%, которые пришли туда для увеличения книговыдачи электронной библиотеки и для информирования более молодого круга наших потенциальных читателей о возможностях электронного чтения краеведческих изданий. Это был правильный выбор и этот приход сразу же омолодил возраст читателей — увеличился процент читателей, приходящих из социальных сетей с 6% до 24% и уменьшился процент отказов с 48% до 17%. Это означает, что случайных читателей блога становится все меньше, а преобладающим становится целевое посещение и посещение через социальные сети.

Придя в социальные сети, мы обнаружили, что с нашей целевой информацией эффективнее работать в сети Facebook, который привлекает на страницы Блога до 75% от общего числа переходов. Это привело к тому, что мы вошли в несколько групп краеведческой направленности и работаем там достаточно успешно. Мы не навязываем свою информацию, но мы присутствуем в этих группах, а потому опосредованно представляем экспертное мнение в них.

Со временем нам стало понятно, что вне нашего поля зрения остались люди, живущие вне Чувашии и компактно проживающие на других территориях. Признание интересов новой для нас целевой группы потребовало от нас некоторого изменения как в содержании постов блога, так и в работе в соцсетях. Мы пришли в соцсеть «Одноклассники», которая по количеству подобных групп превышает другие сети и начали работать с этими группами, войдя в них. Кроме того, мы добавили в наш постоянный контент издания по литературе и языкознанию, что вызывает постоянный интерес у людей, интересующихся жизнью на «малой» родине. Эта работа привела и к созданию ежемесячного журнала новинок электронной библиотеки с возможностью чтения доступных полнотекстовых изданий при переходе по ссылкам.

Еще раз хочу вернуться к тому, что работа с краеведческой информацией, продвижение чтения и повышение узнаваемости библиотеки не является целью работы нашего подразделения. Это и не входит в наши должностные обязанности, в показатели учета. Что, естественно, не позволяет вывести работу информирования через Блог и социальные сети на иной количественный уровень. Но мы всегда помним, что и мы вносим свой вклад в продвижение чтения и создаем ту его эффективность, столь необходимую сегодня в работе любой библиотеке.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *