неРезолюция IV неКонференции библиотечных блогеров

322581_originalМы, библиотечные блогеры, собравшиеся в Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В.Г. Белинского (Екатеринбург) на 4-ю неКонференцию библиотечных блогеров «Статистика успеха: оценка эффективности работы библиотеки в социальных медиа», обсудили основные вопросы современного состояния библиотечной блогосферы и социальных медиа в России  и за рубежом, принципы и приемы работы в социальных медиа, направленные на повышение эффективности работы, и пришли к следующим выводам: 

I. По итогам переписи библиотечных блогов 2014 года и анализа деятельности российских библиотек в соцсетях, представленных в некоторых докладах, можно констатировать следующее:

  1. библиотечная блогосфера расширяется: создание новых блогов (около 20% в год) намного превосходит их ликвидацию (меньше 2%);
  2. прослеживается  тенденция использования блогов как площадок для проведения интернет-проектов, акций по продвижению книги и чтения;
  3. многие библиотеки имеют несколько представительств по разным направлениям деятельности, и присутствуют в нескольких соцмедиа; наряду с этим существует тенденция сокращения числа используемых платформ – если ранее библиотеки стремились присутствовать везде, то в настоящее время библиотеки предпочитают оставаться только там, где получается достичь результата;
  4. социальные медиа стали важной частью библиотечной практики, наблюдается увеличение активности библиотекарей в социальных сетях; наряду с этим появляется большое количество новичков, которым необходимы не только знания и навыки библиотечной работы, но и навыки работы в социальных медиа, требуется методическая/обучающая поддержка.

 

II. Мы предположили, что развитию библиотечной блогосферы  препятствуют:

  1. закрытие доступа к интернет-ресурсам  в детских библиотеках и библиотеках учебных учреждений, подключенных с использованием так называемого «школьного» Интернета­­­;
  2. отсутствие информации и/или методических материалов по использованию альтернативных платформ, доступ к которым не блокируется, предоставляющих возможности совместной работы и социального взаимодействия;
  3. отсутствие  работы с социальными медиа как  вида деятельности в функционале библиотечных работников;
  4. отсутствие государственного/муниципального задания  на представление библиотек и продвижение чтения в социальных медиа;
  5. чрезмерно личностный подход к ведению работы в соцмедиа, привязанность реализации библиотечного проекта к личности определенного сотрудника, что затрудняет преемственность выполнения работ при выходе в отпуск или увольнении;
  6. и др.

 

III. Проанализировав опыт зарубежных коллег, мы пришли к выводу, что общие тенденции развития российских библиотечных соцмедиа аналогичны мировым тенденциям. Мы полагаем, что необходимо заимствовать наработанный опыт, в том числе путем перевода наиболее интересных изданий  (по согласованию с правообладателями) на русский язык с целью их дальнейшего широкого распространения.

 

IV. Несмотря на наличие аналогичных решений за рубежом, мы полагаем, что необходимо изучить опыт российских библиотек, ведущих работу в социальных медиа, с целью выявить:

  1. количество библиотек, имеющих официальные представительства в социальных медиа;
  2. основные принципы работы в социальных медиа, типологию целей ведения аккаунтов;
  3. наличие регламентирующих/типовых документов, системы оценки эффективности/качества работы;
  4. количество человек, ответственных за ведение социальных медиа в библиотеке (существующие варианты);
  5. и т.п.

 

V. Мы согласились, что на основе изучения опыта зарубежных коллег (в т.ч. из Белоруссии) и мониторинга российской ситуации, необходимо разработать в рамках деятельности рабочей группы РБА «Библиотеки и социальные медиа» аналогичные документы, применимые к российской действительности и носящие рекомендательный характер, такие, как:

  1. стратегия деятельности библиотеки в социальных медиа, в том числе политика библиотеки в соц.сетях (в том числе по отношению к модерированию комментариев и записей на официальных страницах библиотеки);
  2. регламент работы в соцмедиа, в  том числе должностные инструкции;
  3. критерии оценки эффективности;
  4. этические нормативы поведения официальных  представителей библиотеки в социальных медиа;
  5. и т.п.

 

VI. Мы считаем, что оценка эффективности деятельности библиотеки в социальных медиа должна основываться не столько на цифрах, которые предлагают статистические сервисы, но также и на соответствии достижению целей, поставленных при ведении ресурса. Необходимо учитывать, что оценка качества не менее важна, чем количественные показатели.

Мы убеждены, что цели ведения соцмедиа должны регулярно пересматриваться в ходе деятельности, в зависимости от изменяющейся ситуации. Необходимо оценивать целесообразность присутствия библиотеки на той или иной площадке, соизмерять силы по ведению ресурсов.

 

VII. Библиотеки должны вести свои социальные медиа основываясь на современном законодательстве, соблюдая нормы авторского права, закона об информации, закона о личных данных и т.п. При этом мы понимаем, что необходимо разработать в рамках деятельности рабочей группы РБА «Библиотеки и социальные медиа» механизмы для постоянного повышения правовой грамотности специалистов, посредством образовательных программ, а также формирования методических материалов.

 

VIII. Мы поддержали идею создания “Школы библиотечного блогера” как проекта рабочей группы Российской библиотечной ассоциации, и будем прикладывать усилия к тому, чтобы:

  1. разработать программу обучения основам блоггинга и работы в социальных медиа для библиотекарей
  2. проводить Школу библиотечного блогера как сопутствующее мероприятие не только в предверии неКонференций, но и в рамках программы крупных библиотечных мероприятий (по согласованию с организаторами);
  3. собирать информацию об обучающих программах и методических материалах по тематике работы в социальных медиа на специально выделенной странице в сети Интернет;
  4. организовать возможность проведения дистанционных консультаций /обмена опытом представителями рабочей группы РБА “Библиотеки и социальные медиа”;
  5. и т.п.

 

IX. Мы отметили, что социальные медиа могут использоваться в целях привлечения средств для реализации проектов (краудфандинг), и  привлечения волонтеров (краудсорсинг). Библиотечные соцмедиа являются неотделимой частью информационного пространства региона. Библиотекам необходимо использовать их для социального партнерства.

 

X. Участники неКонференции выразили готовность реализовывать неРешения неРезолюции путем активного участия в деятельности рабочей группы РБА “Библиотеки и социальные медиа”, чтобы представить результаты на Конгрессе РБА (май 2015 года)

 

XI. Участники неКонференции согласились с предложением СОУНБ им. В.Г.Белинского провести V неКонференцию в городе Екатеринбург 15-17 ноября 2015 г., а также:

  1. определиться с тематикой V неКонференции в срок до июня 2015 года путем обсуждения на сайте неКонференции и в группе на Facebook;
  2. рекомендовать участникам V неКонференции использовать максимально неСтандартные формы выступлений, в том числе: печа-куча (краткие презентации), “Рога зубра” (критика существующих практик и ответы на нее), песни, танцы, игры, театрализованные представления  и т.п.;
  3. шире использовать  в работе неКонференции дискуссионные формы: интеллектуальные дуэли, подиум-дискуссии, моделирование ситуаций, флешмобы, инсталляции, блогтуры, экскурсии, конкурсы, эксперименты, квадратные столы, парады, обряд развиртуализации и т.п.

 

Участники неКонференции библиотечных блогеров,
11 ноября 2014 года, Екатеринбург

 

Запись опубликована в рубрике IV неКонференция, документы с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «неРезолюция IV неКонференции библиотечных блогеров»

  1. Уведомление: неРезо&#108...

Обсуждение закрыто.