Этот и многие другие вопросы волновали участников круглого стола «Социальные медиа в пропаганде чтения: проблемы и возможности», который прошел 21 ноября 2014 года в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына в рамках VIII Всероссийской конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы». Круглый стол был организован рабочей группой Российской библиотечной ассоциации «Библиотеки и социальные медиа» и 29 секцией РБА по издательской и книгораспространительской деятельности.
Цели работы у библиотек в социальных сетях могут быть разные, но задача привлечения своего читателя к чтению – всегда остается одной из самых важных. Пока не разработаны методики и рекомендации по использованию популярных у молодежи ресурсов, и участники круглого стола обменялись своим опытом и мнениями о перспективах использования социальных сетей и необходимости теоретического осмысления.
Работу по осмыслению и институализации деятельности библиотек в социальных меди начала Рабочая группа Российской библиотечной ассоциации «Библиотеки и социальные медиа», о чем участникам круглого стола рассказала руководитель рабочей группы, председатель секции РБА по издательской и книгораспространительской деятельности, начальник управления специальных проектов Российской государственной библиотеки Никонорова Екатерина Васильевна (послушать выступление).
Краткий обзор современных тенденций пропаганды чтения в библиотечных блогах представила координатор рабочей группы «Библиотеки и социальные медиа» Российской библиотечной ассоциации, главный специалист управления специальных проектов РГБ Шибаева Екатерина Александровна (послушать и посмотреть презентацию). Среди отмеченных трендов: тематические блоги, посвященные одному автору, прочитанным книгам, интересным географическим точкам и связанным с ними литературным произведениям и т.п. Среди интересных форматов был отмечены буктрейлеры и буктьюберы, а среди методов – разговор с подростками по душам с помощью лирических стихотворений, нравоучительных бесед и «провокаций».
По мнению Ивана Ивановича Засурского, президента «Ассоциации интернет-издателей», заведующего кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, социальные медиа дают библиотекам больше возможностей благодаря включенности проектов «одним кликом» и вовлечения в большое количество мероприятий (послушать выступление). Кроме того, с точки зрения интернет-экономики, социальные сети изменятся в ближайшие три года, поменяют свою форму и методы работы. Мы совершенно не представляем себе, какими платформами будут пользоваться люди через 3-5 лет, и возможно, появятся новые «академические» сети, новые гаджеты, новые законодательные акты, касающиеся авторского права.
О практических аспектах применения социальных сетей в деятельности библиотеки рассказала Вахрушева Александра Леонидовна, заместитель директора Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева (послушать выступление). Библиотека – это территория текста, а современные пользователи привыкли мыслить себя в коротких текстах, которыми живут социальные сети, и им очень часто интересен алгоритм написания хороших текстов, как больших, так и для социальных сетей, чему они готовы учиться на мастер-классах в библиотеках.
Егорова Галина Ивановна, председатель координационного совета региональных центров чтения при НФ «Пушкинская библиотека», руководитель Центра книги и чтения Тверской областной универсальной научной библиотеки им. А.М. Горького (Тверь) поделилась своим опытом организации сетевых проектов (послушать выступление). Уже прошел процесс адаптации библиотек в социальных сетях, и в настоящее время наиболее эффективно происходит обмен идеями и воплощение сетевых проектов. К сожалению, библиотекари о книгах разговаривать не очень любят – чаще всего они создают в социальных сетях аналоги существующей деятельности, например, виртуальные выставки, а читатели в сети ждут рекомендаций «что читать», при этом именно современных российских авторов.
Буктьюберы – люди, снимающие видео о книгах, – наоборот, рассказывать о книгах очень любят. Участвующая в заседании круглого стола Оля Понедельник (Ольга Миклашевская) рассказала о сообществе российских буктьюберов и их аудитории (послушать выступление), которое существует в России с 2011 года. В настоящее время оно насчитывает около 200 буктьюберов, обитающих в YouTube как в социальной сети и получающих более полумиллиона просмотров в месяц. Ольга также привела пример значительного увеличения продаж книги определенного автора благодаря записанному и запущенному в сеть видеоролику. С другой стороны, интерес к непрофессиональным роликам Ольга объяснила тем, что опыт литературных критиков, экспертов, библиотекарей порой искажает восприятие литературы, и у пользователя часто возникает желание найти такого рассказчика, который на одной волне (и одного возраста) с ним.
Результаты социологического исследования читательской аудитории социальной сети ВКонтакте «Что читает современная молодежь?» представила доцент отделения интегрированных коммуникаций НИУ «Высшая школа экономики», кандидат социологических наук Любовь Фридриховна Борусяк (слушать выступление и смотреть презентацию). Среди результатов исследования были представлены наиболее популярные категории литературы, авторы, лидирующие по упоминанию в социальной сети, гендерные и возрастные предпочтения читателей, сравнительные данные по количеству дискуссионных групп по каждому из лидирующих авторов.
Это выступление вызвало бурную дискуссию среди участников конференции, которые отметили необходимость глобального осмысления полученных результатов, с предоставлением выводов для формирования государственного понимания возможности изучения интереса к чтению через социальные медиа. Вопросы и ответы можно послушать на канале мероприятия.
Среди приглашенных экспертов были также специалисты по маркетингу в социальных медиа, начавшие заниматься книжными проектами. В частности, об архитектуре общения с читателем в социальных сетях рассказала редактор сайта и страниц в социальных медиа Российской государственной библиотеки, профессиональный комьнити-менеджер и преподаватель курса «Коммуникации в блогах и социальных сетях: специфика и стратегия» в учебном центре РГБ Титова Анна Алексеевна (слушать выступление). Она отметила важность обучения работе в социальных медиа, понимания принципов общения и завоевания интереса аудитории, четкого определения своей целевой аудитории и определения задач ведения представительства библиотеки.
Ракова Юлия Александровна, комьюнити-директор BookMate, отметила, что миссия BookMate очень совпадает с миссией библиотек – привить любовь к чтению (слушать выступление). Идея, которую Bookmate стремится донести до пользователей социальных сетей: «Читать легко, читать важно, читать модно». Социальная составляющая сервиса – цитаты, авторские полки, подборки, упрощенный поиск – очень привлекают читателей. Но самое привлекательное – это креативное авторское сообщение, сделанное с любовью и заинтересованностью. Основные ингредиенты успеха: адекватность, уникальность, зрелищность.
Участники встречи согласились, что в социальных медиа можно найти много потенциальных читателей, но их любовь к чтению и читательские предпочтения не всегда можно выявить. В социальных сетях есть много успешных кейсов по привлечению внимания пользователей к чтению, но библиотекарям необходимо искать новые формы общения с пользователями соцсетей и искать с ними общий язык. Возможности продвижения чтения в сфере социальных медиа еще не достаточно изучены, поэтому стоит обратить внимание на научно-методическое изучение вопроса и проведение анализа присутствия библиотек в социальных медиа.
Организаторы круглого стола сердечно благодарят Библиотечно-информационный портал города Москвы, телеканал «Библио-ТВ» и лично Алексея Чувильского за подробный видеосюжет о мероприятии и фотографии.
Екатерина Шибаева, координатор рабочей группы «Библиотеки и социальные медиа» (РГБ, Москва)
Отчет также опубликован на сайте РБА
Уведомление: Есть ли ...
Уведомление: Есть ли ...